Кого и за что включают в реестр неблагонадёжных поставщиков Беларуси

22.07.2025 169
Кого и за что включают в реестр неблагонадёжных поставщиков Беларуси

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это официальный перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые допустили нарушения в процессе исполнения государственных закупок и на период включения не могут участвовать в новых процедурах. Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) на основании законодательства о государственных закупках. В статье разберём, какие основания предусмотрены для включения в РНП, как проверить организацию на наличие в списке, к чему приводит попадание в реестр и как проводится проверка через сервис Dazor.by.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков и кто в него попадает

Реестр недобросовестных поставщиков Республики Беларусь — это перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых МАРТ зафиксировал нарушение законодательства о государственных закупках. Реестр формируется Министерством антимонопольного регулирования и торговли на основании заявлений от заказчиков, организаторов процедур, контролирующих органов или по решению суда. Попадание в РНП означает, что в течение определённого периода (как правило, одного года) участник лишается права участвовать в новых процедурах госзакупок.

Основания для включения в реестр:

  • уклонение от заключения договора по итогам процедуры закупки;

  • расторжение контракта по вине участника (неисполнение или ненадлежащее исполнение условий);

  • предоставление недостоверной информации при подаче заявки;

  • иные случаи, предусмотренные законодательством (например, несоответствие установленным требованиям).

Решение о включении принимается на основании заявления и анализа обстоятельств. При положительном решении МАРТ издаёт приказ, после чего сведения публикуются в реестре.

Как происходит включение в реестр

Внесение организации в реестр происходит по формализованной процедуре и только при наличии документально подтверждённых оснований.

Кто может инициировать включение в РНП

  • Заказчик — при наличии оснований, связанных с уклонением победителя от заключения договора или расторжением контракта по вине поставщика;

  • Организатор процедуры закупки — если функции проведения закупки возложены на стороннюю организацию;

  • Контролирующие органы — например, Комитет госконтроля или Департамент финансовых расследований, при выявлении нарушений в ходе проверок;

  • Суд — при установлении нарушений условий закупки в рамках судебного разбирательства (например, при признании договора недействительным или расторгнутым по решению суда).

Заявление должно быть направлено в МАРТ не позднее одного месяца с момента выявления оснований. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.

Как принимается решение

После получения материалов МАРТ рассматривает заявление в срок до 15 календарных дней. В случае подтверждения оснований издаётся приказ о включении организации в реестр, после чего информация публикуется в открытом доступе в единой информационной системе закупок.

Длительность включения в реестр

Стандартный срок включения компании в РНП — один год. По истечении этого периода сведения подлежат исключению из реестра. Повторное включение возможно только при наличии новых оснований и новой процедуры подачи.

Последствия попадания в РНП

Включение организации в реестр недобросовестных поставщиков влечёт за собой ограничения. Формально последствия касаются сферы государственных закупок, однако на практике они могут затронуть и другие направления бизнеса.

Основные последствия:

  • Запрет на участие в закупках. Организация не имеет права участвовать в процедурах государственных закупок до окончания срока пребывания в РНП.

  • Отклонение заявки. Подавляющее большинство заказчиков проверяют участников на наличие в реестре, и при выявлении включения заявка подлежит отклонению.

  • Репутационные риски. Информация о включении находится в открытом доступе, и это может повлиять на решения коммерческих контрагентов.

  • Недоверие со стороны партнёров и финансовых организаций. Банки, страховые компании и инвесторы могут рассматривать включение в реестр как индикатор неблагонадёжности.

Повторное включение в реестр

Если после истечения срока пребывания в РНП организация вновь допустит нарушение законодательства о государственных закупках, она может быть повторно включена в реестр — при наличии нового основания и подачи соответствующего заявления. Повторное включение усиливает риски для компании:

  • заказчики могут уделять организации повышенное внимание при оценке заявок;

  • сведения о повторных нарушениях негативно сказываются на деловой репутации;

  • возможность заключения контрактов по итогам закупок существенно снижается, особенно в конкурентных процедурах.

Как проверить организацию на наличие в реестре недобросовестных поставщиков

Проверка контрагента на включение в РНП — важный этап при выборе партнёра, особенно если планируется участие в государственных закупках или заключение долгосрочного контракта.

Где можно получить сведения:

Единая информационная система государственных закупок (ИС «Тендеры»)

Информация о включении в РНП размещается в открытом доступе. Найти нужные данные можно по УНП или наименованию организации. Доступ предоставляется через официальный портал: icetrade.by.

Приказы МАРТ в системе «Тендеры»

Министерство антимонопольного регулирования и торговли издаёт приказы о включении организаций в реестр. Эти приказы автоматически публикуются в ИС «Тендеры» и доступны для поиска по номеру приказа или дате.

Сервис Dazor.by

Для оперативной и массовой проверки удобно использовать специализированные аналитические сервисы. Dazor.by позволяет по УНП определить наличие компании в РНП, а также проанализировать дополнительные риски на основе данных из открытых источников:

  • участие в судебных процессах;

  • наличие массовых учредителей или адресов регистрации с признаками фиктивности;

  • выявление связей с другими организациями, в том числе уже включёнными в РНП.

Отчёты Dazor помогают оценить надёжность контрагента и избежать потенциальных проблем на этапе заключения сделки или допуска к закупочной процедуре.

Что делать, если организация попала в РНП

Попадание в реестр — это серьёзный репутационный и юридический риск. Однако в ряде случаев организация может попытаться оспорить решение либо предоставить дополнительные пояснения, если считает включение необоснованным.

Что может предпринять организация:

  • Изучить основания включения. Необходимо точно определить, на каком основании МАРТ издал приказ о включении в реестр. Это может быть отказ от подписания контракта, расторжение договора по вине поставщика, предоставление недостоверной информации и т. д.

  • Собрать подтверждающие документы. При наличии смягчающих обстоятельств (форс-мажор, болезнь руководителя, санкции и др.) стоит подготовить официальные подтверждения. Форс-мажор должен быть удостоверен, как правило, заключением Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП).

  • Обратиться в МАРТ с заявлением. Если имеются основания полагать, что решение принято необоснованно или с нарушениями процедуры, организация вправе направить обоснованное заявление с сопроводительными материалами в адрес МАРТ.

  • Оспорить приказ в суде. Организация имеет право обжаловать приказ о включении в РНП в порядке административного или хозяйственного судопроизводства. Как правило, срок подачи иска составляет не более одного месяца с момента публикации приказа.

Важно: если решение МАРТ не будет отменено, организация остаётся в реестре на весь предусмотренный срок — не менее одного года, без возможности досрочного исключения.

Проверка по РНП через Dazor.by — быстро и удобно

Чтобы упростить процесс оценки контрагентов, вы можете воспользоваться сервисом Dazor. Система позволяет по УНП оперативно проверить, включена ли организация в реестр недобросовестных поставщиков Республики Беларусь (РНП), а также провести дополнительный анализ, выявляющий признаки потенциальной неблагонадёжности.

Сервис Dazor агрегирует данные из официальных открытых источников и автоматически анализирует:

  • участие компании в судебных разбирательствах и арбитражных делах;

  • наличие массовых учредителей или повторяющихся адресов регистрации;

  • признаки аффилированности с другими участниками закупок;

  • совпадения с компаниями, ранее включёнными в РНП;

  • другие факторы, которые могут указывать на повышенные риски при сотрудничестве.

Перечень недобросовестных участников закупок в Республике Беларусь служит инструментом обеспечения прозрачности и повышения ответственности в сфере государственных торгов. Включение в этот список влечёт ограничение участия в новых процедурах и может негативно сказаться на деловой репутации организации. Чтобы минимизировать риски, рекомендуется заранее проверять потенциальных контрагентов с использованием надёжных и проверенных источников.